Information Services for Library Users: Problems and Directions of Development
https://doi.org/10.25281/2411-2305-2025-5-5-16
Abstract
Despite the stable position of modern information services in the unified structure of library activities, there are a number of problems that need to be addressed at both the theoretical and practical levels. External influences affecting libraries in general and information services (IS) in particular have been identified. This is competition with external organizations working in the field of data integration and service provision; the development of innovative software and technological tools that are not available to Russian libraries; an increase in the number and volume of electronic libraries and digital collections (which users can access independently, reducing the workload on services that provide various types of IS in libraries); and information overload for users. Among the many problems, three have been identified and described: the need to update the forms and methods of service provision of IS, as well as the services themselves; the study of usersʼ information behavior in order to improve the efficiency of service; and the expansion of the resource base of information science by incorporating digital collections into scientific discourse and actively using them. The task of the professional library community is not only to justify the updated philosophy of IS, but also to offer users services that are comparable in level to those provided by commercial companies and organizations through further technological development of forms and methods of service. The article substantiates the need to integrate virtual reference services into the environment of electronic libraries and digital collections, as well as the relevance of creating exclusive information resources for users.
About the Author
E. D. ZhabkoRussian Federation
St Petersburg
References
1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис / АН СССР. Ленинград : Наука : Ленингр. отд-ние, 1989. 188 с.
2. Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. Москва : Профиздат, 2001. 110 с.
3. Брежнева В.В. Информационное обслуживание: концепция сервисного развития / СПбГУКИ. Москва, 2006. 331 с.
4. Жабко Е.Д. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной среде : автореф. дис… д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2007. 32 с.
5. Редькина Н.С. Персонализированное обслуживание интернет-пользователей библиотек // Научные и технические библиотеки. 2015. № 7. C. 17—30.
6. Елисина Е.Ю. Электронные услуги библиотек. Санкт-Петербург : Профессия, 2010. 302 с.
7. Нещерет М.Ю. Справочно-библиографическое обслуживание: выход за рамки классической модели // Библиосфера. 2023. № 1. С. 14—21. DOI: 10.20913/1815-3186-2023-1-14-21.
8. Трансформация библиотечно-информационной деятельности под воздействием цифровой среды : монография / Л.Г. Тараненко, О.В. Дворовенко, С.В. Савкина, Ю.А. Игишева, Л.О. Миронова, Е.И. Боброва ; М-во культуры РФ, Кемеров. гос. ин-т культуры. Кемерово : КемГИК, 2021. 298 с.
9. Савкина С.В. Мультимедийные продукты в библиотечно-информационном обслуживании: отечественный и зарубежный опыт // Библиосфера. 2022. № 2. C. 56—65. DOI: 10.20913/1815-3186-2022-2-56-65.
10. Тараненко Л.Г. Краеведческая деятельность библиотек в электронной среде: состояние и перспективы развития : монография / науч. ред. И.С. Пилко. Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2018. 287 с.
11. Жабко Е.Д. Обслуживание пользователей в среде электронных библиотек: современное состояние и тенденции развития // Библиография. 2019. № 1 (420). C. 3—13.
12. Абдалимова Ж.С., Мергалиев Д.М., Степанская Т.М. Современные модели библиотечного обслуживания: результаты внедрения и перспективы развития (на региональном материале) : монография / Алтайский гос. ун-т, Междунар. науч.-исслед. лаб. «Культурное наследие и этнокультурные традиции Алтая, Казахстана и сопредельных территорий». Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2018. 124 с.
13. Лаврик О.Л., Калюжная Т.А. Содержание понятий «информационное обеспечение», «информационное сопровождение», «поддержка научных исследований» как этапы информационного обслуживания ученых // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2020. № 40. C. 305—319. DOI: 17223/22220836/40/28.
14. Савицкая Т.Е. Формирование новых информационно-коммуникативных моделей в работе с пользователем в рамках библиотечного проекта Google // Обсерватория культуры. 2020. Т. 17, № 3. С. 251—261. DOI: 10.25281/2072-3156-2020-17-3-251-261.
15. Труфанова Е.О. Информационное перенасыщение: ключевые проблемы // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2019. № 1 (16). C. 4—21. DOI: 10.17726/phillT.2019.1.16.1.
16. Green P. AI and the visualisation needs of researchers using email archives // AI & Society: Knowledge, Culture and Communication. 2025. Vol. 40. DOI: 10.1007/s00146-025-02187-z. URL: https://rdcu.be/eAymQ (дата обращения: 22.07.2025).
17. Interactive Digital Collection Walls at TU Delft // Information today Europe. URL: https://www.infotoday.eu/Articles/Editorial/Featured-Articles/Interactive-Digital-Collection-Walls-at-TU-Delft-168747.aspx (дата обращения: 22.07.2025).
18. Keita Tsuji. Book recommender system for Wikipedia article readers in a university library // 8th International Congress on Advanced Applied Informatics (IIAI-AAI). Toyama (Japan), 2019. P. 121—126. DOI: 10.1109/IIAI-AAI.2019.00034.
19. Митрошин И.А. Информационная поддержка библиотеками инновационной деятельности: опыт Библиотеки по естественным наукам РАН // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5, № 3. С. 169—184. DOI: 10.19181/smtp.2023.5.3.11.
20. ГОСТ Р 7. 0.103— 2018. Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения. URL: https://cchgeu.ru/upload/staff/bibl/СИБИД/ГОСТ%20Р%207.0.103-2018.pdf (дата обращения: 22.07.2025).
21. Лаврик О.Л., Плешакова М.А., Калюжная Т.А., Федотова О.А. Влияние персональных факторов на информационное поведение ученых и специалистов // Библиосфера. 2018. № 1. С. 42—50. DOI: 10.20913/1815-3186-2018-1-42-50.
22. Лаврик О.Л., Калюжная Т.А., Плешакова М.А., Юдина И.Г., Павлова Л.П., Базылева Е.А., Федотова О.А., Вахрамеева З.В. Анализ информационных потребностей ученых и специалистов СО РАН // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2018. № 1. С. 15—25.
23. Лисовская Н.С. Модель информационно-поискового поведения научного сотрудника Новосибирского научного центра // Информационные технологии в гуманитарных исследованиях : сб. науч. тр. Новосибирск : РИЦ НГУ, 2014. Вып. 19. C. 93—101.
24. Матвиенко Д.В. Культура информационного поведения пользователей Интернета: философско-культурологическое исследование : автореф. дис. … канд. филос. наук. Краснодар, 2009. 22 с.
25. Монанков К.В. Сравнительный анализ поискового поведения пользователей библиографических баз данных научной информации // Библиосфера. 2021. № 3. C. 35—44. DOI: 10.20913/1815-3186-2021-3-35-44.
26. Балуткина Н.А., Бусыгина Т.В. Информационно-поисковое поведение пользователей БД «Научная Сибирика» в АБИС WebИРБИС // Информационные ресурсы России. 2015. № 1 (143). C. 2—5.
27. Полищук М.А. Информационные потребности пользователей библиотеки (по результатам социологического исследования) // Вестник Удмуртского ун-та. Серия : Философия. Психология. Педагогика. 2014. Вып. 1. С. 54—60.
28. Добрева М. Методы исследования потребителей электронных библиотек: современное состояние и перспективы // Вестник Пермского ун-та. История. 2011. № 2 (16). С. 58—68.
29. Чудинова В.П., Шаповал С.А., Колосова Е.А., Губанова А.Ю., Армадерова Е.А., Косенко Л.Н. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде : материалы социол. исслед. / сост. В.П. Чудинова. Москва : Межрег. центр библ. сотрудничества, 2012. 141 с.
30. Huvila I., Gorichanaz T. Trends in information behavior research, 2016—2022 : An Annual Review of Information Science and Technology (ARIST) Paper // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2025. Vol. 76, № 1. P. 216—237. DOI: 10.1002/asi.24943.
31. Царёв Д.В. Методы и программные средства анализа поведения пользователей при работе с текстовыми данными для решения задач информационной безопасности : автореф. дис. … канд. физ.-мат. наук. Москва, 2017. 18 с.
32. Савенков П.А. Интеллектуальная система анализа поведенческого профиля пользователя с использованием машинного обучения : автореф. дис. … канд. техн. наук. Тула, 2022. 18 с.
33. Сытник А.А., Шульга Т.Э., Данилов Н.А., Гвоздюк И.В. Математическая модель активности пользователей программного обеспечения // Программные продукты и системы. 2018. Т. 31, № 1. С. 79—84. DOI: 1015827/0236-235X.121.079-084.
34. Астахова Л.В. Информационное поведение пользователя цифровых ресурсов как объект технологического мониторинга в обществе, основанном на знаниях // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2018. № 10. С. 17—25.
35. Газеты дореволюционной России, 1703—1917 : каталог / Российская нац. б-ка ; [сост.: Т. В. Акопян и др.]. Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2007. 592 с.
36. Жабко Е.Д. Цифровые коллекции как данные: новое направление в работе библиотек // Библиотековедение. 2024. Т. 73, № 2. С. 129—142. DOI: 10.25281/0869-608X-2024-73-2-129-142.
37. Chowdhury G.G. Digital libraries and reference services: present and future // Journal of Documentation. 2002. Vol. 58, № 3. P. 258—283. DOI: 10.1108/00220410210425809.
38. Choi Y. Reference services in digital collections and projects // Reference Service Review. 2006. Vol. 34, № 1. P. 129—147. DOI: 10.1108/00907320610648815.
39. Каптерев А.И. Использование инструментов фиджитализации в библиотечно-библиографическом обслуживании // Библиотековедение. 2024. Т. 73, № 6. С. 520—531. DOI: 10.25281/0869-608X-2024-73-6-520-531.
Review
For citations:
Zhabko E.D. Information Services for Library Users: Problems and Directions of Development. Bibliography and Bibliology. 2025;(5):5-16. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2025-5-5-16












