Preview

Библиография и книговедение

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Современные модели справочно-библиографического обслуживания в национальных библиотеках Европы

https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-129-138

Аннотация

Статья подготовлена на основе доклада, представленного автором на заседании секции библиографии и информационно-библиографического обслуживания во время проведения XXVIII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (Казань, 21 мая 2024 г.), и посвящена эволюции моделей справочно-библиографического обслуживания в национальных библиотеках Европы. Автор рассматривает основные подходы к организации справочно-библиографического обслуживания, дает характеристику наиболее распространенным его функционально-организационным моделям и приводит примеры их практической реализации в библиотеках. Отмечено, что традиционная модель справочно-библиографического обслуживания, предполагающая, что взаимодействие между пользователем и библиотекарем происходит в стационарной точке обслуживания — справочном бюро, подвергается серьезной критике. Автор приходит к выводу о том, что поиск «идеальной» модели справочно-библиографического обслуживания, отвечающей требованиям цифровой эпохи, является актуальной проблемой.

Об авторе

Марина Юрьевна Нещерет
Российская государственная библиотека
Россия

Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе, ведущий научный сотрудник; кандидат педагогических наук 

Воздвиженка ул., д. 3/5, Москва, 119019



Список литературы

1. Agosto D.A. et al. A Model of the Reference and Information Service Process: An Educators’ Perspective // Reference & User Services Quarterly. 2011. Vol. 50, № 3. P. 235—244.

2. Defi nitions of reference // American library association reference and user services association. 2014. URL: https://www.ala.org/rusa/guidelines/definitionsreference (дата обращения: 11.06.2024).

3. ГОСТ Р 7.0.103—2023. Библиотечноинформационное обслуживание. Термины и определения : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное. Москва : Рос. ин-т стандартизации, 2024. IV, 19 c.

4. Зыгмантович С.В. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной информационной среде библиотеки // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2. С. 113—121.

5. Aluri R., Clair J.W. Academic reference librarians: an endangered species? // Journal of Academic Librarianship. 1978. Vol. 4, № 2. P. 82—84.

6. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года : утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 25.04.2024 № 1041-р) // Правительство России : офиц. сайт. URL: http://government.ru/docs/all/133337/ (дата обращения: 11.06.2024).

7. Каменская М.А. Эволюция информационно-библиотечного обслуживания: вопросы терминологии // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2016. № 8. С. 24—33.

8. Багирова А.В., Чеснялис П.А., Юстус С.В. Актуальная модель взаимодействия с научным медицинским сообществом : из опыта работы справочно-библиографического отдела ГПНТБ СО РАН // Тенденции развития библиотек в современном обществе: перспективы, возможности, реальность : материалы научно-практического семинара (Новосибирск, 24—25 октября 2018 г.). Новосибирск, 2018. С. 7—12.


Рецензия

Для цитирования:


Нещерет М.Ю. Современные модели справочно-библиографического обслуживания в национальных библиотеках Европы. Библиография и книговедение. 2024;(5):129-138. https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-129-138

For citation:


Neshcheret M.Yu. Modern Models of Referenceand Bibliographic Services in National Libraries of Europe. Bibliography and Bibliology. 2024;(5):129-138. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-129-138

Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-2305 (Print)