

Современные модели справочно-библиографического обслуживания в национальных библиотеках Европы
https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-129-138
Аннотация
Статья подготовлена на основе доклада, представленного автором на заседании секции библиографии и информационно-библиографического обслуживания во время проведения XXVIII Ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (Казань, 21 мая 2024 г.), и посвящена эволюции моделей справочно-библиографического обслуживания в национальных библиотеках Европы. Автор рассматривает основные подходы к организации справочно-библиографического обслуживания, дает характеристику наиболее распространенным его функционально-организационным моделям и приводит примеры их практической реализации в библиотеках. Отмечено, что традиционная модель справочно-библиографического обслуживания, предполагающая, что взаимодействие между пользователем и библиотекарем происходит в стационарной точке обслуживания — справочном бюро, подвергается серьезной критике. Автор приходит к выводу о том, что поиск «идеальной» модели справочно-библиографического обслуживания, отвечающей требованиям цифровой эпохи, является актуальной проблемой.
Ключевые слова
Об авторе
Марина Юрьевна НещеретРоссия
Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе, ведущий научный сотрудник; кандидат педагогических наук
Воздвиженка ул., д. 3/5, Москва, 119019
Список литературы
1. Agosto D.A. et al. A Model of the Reference and Information Service Process: An Educators’ Perspective // Reference & User Services Quarterly. 2011. Vol. 50, № 3. P. 235—244.
2. Defi nitions of reference // American library association reference and user services association. 2014. URL: https://www.ala.org/rusa/guidelines/definitionsreference (дата обращения: 11.06.2024).
3. ГОСТ Р 7.0.103—2023. Библиотечноинформационное обслуживание. Термины и определения : национальный стандарт Российской Федерации : издание официальное. Москва : Рос. ин-т стандартизации, 2024. IV, 19 c.
4. Зыгмантович С.В. Справочно-библиографическое обслуживание в электронной информационной среде библиотеки // Вестник Белорусского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 2. С. 113—121.
5. Aluri R., Clair J.W. Academic reference librarians: an endangered species? // Journal of Academic Librarianship. 1978. Vol. 4, № 2. P. 82—84.
6. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года : утверждена распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2021 г. № 608-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 25.04.2024 № 1041-р) // Правительство России : офиц. сайт. URL: http://government.ru/docs/all/133337/ (дата обращения: 11.06.2024).
7. Каменская М.А. Эволюция информационно-библиотечного обслуживания: вопросы терминологии // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2016. № 8. С. 24—33.
8. Багирова А.В., Чеснялис П.А., Юстус С.В. Актуальная модель взаимодействия с научным медицинским сообществом : из опыта работы справочно-библиографического отдела ГПНТБ СО РАН // Тенденции развития библиотек в современном обществе: перспективы, возможности, реальность : материалы научно-практического семинара (Новосибирск, 24—25 октября 2018 г.). Новосибирск, 2018. С. 7—12.
Рецензия
Для цитирования:
Нещерет М.Ю. Современные модели справочно-библиографического обслуживания в национальных библиотеках Европы. Библиография и книговедение. 2024;(5):129-138. https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-129-138
For citation:
Neshcheret M.Yu. Modern Models of Referenceand Bibliographic Services in National Libraries of Europe. Bibliography and Bibliology. 2024;(5):129-138. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-129-138