Preview

Bibliography and Bibliology

Advanced search

The Phenomenon of Reading as a Subject of Legislative Initiative

https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-3-5-13

Abstract

The article presents the phenomenon of reading in its modern sense: studies of recent years confirm that as a social phenomenon and personal socio-cultural practice, reading still retains its position. The role of reading in society is revealed at the levels of personality and society. Contrary to popular belief, reading does not leave the life of a modern person, but modifying (in particular, the term “digital reading” appeared), covers all areas of his life (study, professional activity, life, rest, privacy, etc.). However, an analysis of the federal laws “On Basic Guarantees of the Rights of the Child in the Russian Federation”, “On Education in the Russian Federation”, “On Librarianship”, as well as the “Family Code of the Russian Federation” shows that the concept of “reading” has not been properly reflected in them. The author emphasizes that now it is necessary not only to talk about the phenomenon of reading in scientific terms, but also to persistently seek the inclusion in the conceptual apparatus of legislative initiatives in the humanitarian sphere of various modifications of the concept of “reading” (including, for example, “family reading”, “reading culture”, “reader development”, etc.).

About the Author

Yuliya P. Melentieva
Scientific and Publishing Centre “Nauka” of the Russian Academy of Sciences; Russian Academy of Education; Russian Reading Association
Russian Federation

Moscow



References

1. Стефановская Н.А. Экзистенциальные основы чтения : моногр. / Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2008. 264 с. : ил.

2. Стефановская Н.А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика : науч.-практ. пособие. Москва : Литера, 2013. 143 с. : ил. (Современная библиотека).

3. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. 2-е изд., доп. Москва : НИЦ «Наука» РАН, 2022. 303 с., [2] л. цв. ил.

4. Мелентьева Ю.П. Основные модификации чтения: особенности формирования и бытования // Библиотековедение. 2013. № 5. С. 54—62. DOI: 10.25281/0869-608X2013-0-5-54-62.

5. Бородина В.А. Изучение продуктивности чтения текстов новой природы: основные направления исследования в интересах будущего библиотек // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 2. С. 159—165. DOI: 10.25281/0869-608X-2017-66-2-159-165.

6. Аскарова В.Я., Синецкий С.Б., Цукерман В.С. Стимулы чтения в системе социокультурной регуляции читательской деятельности // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 5. С. 542—555. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-5-542-555.

7. Мелентьева Ю.П. Понятие «культура чтения» в контексте русской культурной традиции // Российская книжная палата — культурная память Отечества : материалы науч.-практ. конф., посв. 90-летию Российской книжной палаты (Москва, 23 мая 2007 г.). Москва, 2007. С. 144—147.

8. Мелентьева Ю.П. История изучения чтения в России // Библиография. 2007. № 6. С. 29—34.

9. Бородина В.А., Бородин С.М. Словарь-справочни к по чтению : практикум. Москва : РШБА, 2017. 231 с. (В помощь педагогу-библиотекарю : проф. б-ка шк. библиотекаря : прил. к журн. «Школьная библиотека». Сер. 1 ; вып. 5).

10. Глоссарий по про блемам чтения = Glossary on reading problems : (дополненный, двуязычный) / Рос. акад. наук [и др.] ; сост. Ю.П. Мелентьева. Москва : НИЦ «Наука» РАН, 2020. 22, 21, [2] с. встреч. паг., [1] л. цв. ил.

11. Чтение = Reading : энцикл. словарь / [В.Я. Аскарова, Н.А. Борисенко, С.М. Бородин и др.] ; под ред. Ю.П. Мелентьевой ; Рос. акад. наук, ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, Отдел проблем чтения, Рос. акад. образования, Отд-ние образования и культуры, Науч. совет по проблемам чтения РАО. Москва : НИЦ «Наука» РАН, 2021. 438, [1] с., [4] л. цв. ил. : табл.

12. Воропаев А.Н. Энциклопедический словарь «Чтение»: терминологический прорыв в информационное будущее // Книга. Исследования и материалы. Москва, 2021. Спецвыпуск. С. 129—132.

13. Романичева Е.С. «Читать словари станет увлекательно»: о выходе в свет нового энциклопедического словаря «Чтение» // Литература в школе. 2021. № 6. С. 110—121. DOI: 10.31862/0130-3414-2021-6-110-121.

14. Пранцова Г.В. Рецензия [Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. чл.- корр. РАО Ю.П. Мелентьевой. М. : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. 448 с.] // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 5. С. 97—101. DOI: 10.30515/0131-6141-2022-83-5-97-101.

15. Доклады Научного совета по проблемам чтения / Рос. акад. образования, Отдние образования и культуры, Науч. совет по проблемам чтения. Москва, 2010—2023. Вып. 1—20.

16. Лизунова И.В., Альшевская О.Н., Морева О.В. Читающий регион: эффективные решения в продвижении книги и чтения // Библиотековедение. 2023. Т. 72, № 1. С. 29—39. DOI: 10.25281/0869-608X2023-72-1-29-39.

17. Альшевская О.Н. Сибирь и Дальний Восток в конкурсе «Самый читающий регион» // Библиография и книговедение. 2023. № 4. С. 96—109. DOI: 10.25281/2411-2305-2023-4-96-109.

18. Альшевская О.Н. Книжные фестивали в Сибири и на Дальнем Востоке: сохранение традиций и роль в продвижении книги и чтения // Библиотековедение. 2024. Т. 73, № 2. С. 143—154. DOI: 10.25281/0869-608X2024-73-2-143-154.

19. Гончарова Е.Л. Бездумное чтение у детей. К теории вопроса // Доклады Научного совета по проблемам чтения / Рос. акад. образования, Отд-ние образования и культуры, Науч. совет по проблемам чтения. Москва, 2014. Вып. 9—10. С. 18—25.

20. Чудинова В.П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 6. С. 668—681. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-6-668-681.

21. Белянин В.П. Книга и личность // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1994. Вып. 67. С. 65—71.

22. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия : полный курс : учеб. пособие. Москва : ФАИР, 2007. 560 с. (Спец. издат. проект для б-к).

23. Дрешер Ю.Н. Библиотерапевтическая деятельность как инструмент реабилитации участников военных операций // Культура : теория и практика. 2023. Вып. 2 (53). URL: http://theoryofculture.ru/issues/130/1607/ (дата обращения: 23.05.2024).

24. Леонов В.П. О нейробиологии чтения и «книге мозга» // Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов, 2023 = Berkovskye chteniya. Book culture in the context of international contacts, 2023 : материалы VII Междунар. науч. конф., Брест, 24—25 мая 2023 : в 2 ч. Минск : Центр. науч. б-ка им. Якуба Коласа НАН Беларуси ; Москва : НИЦ «Наука» РАН, 2023. Т. 1. С. 482—490.

25. Вульф М. Пруст и кальмар: нейробиология чтения / пер. с англ. Е. Мягковой. Москва : КоЛибри, 2020. 380, [1] с. : ил.

26. Вулф М. Бесконечная история чтения. Пруст, кальмар и наука о читающем мозге / пер. с англ. Е. Мягковой. Москва : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2023. 380, [1] с. : ил. (Мировой бестселлер).

27. Вулф М. Читающий мозг в цифровом мире : [лучшая книга рецептов, как читать бумажные книги : хорошее, плохое и неизвестное о нашем мозге] / пер. с англ. М.М. Таштемиров. Москва : АСТ, 2021. 255 с. : ил. (Психика и психология).

28. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023). URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 23.05.2024).

29. Справочник терминов по психологии. URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/razvitie_lichnosti_v_intellektualnom_i_emocionalnom_plane/ (дата обращения: 23.05.2024).

30. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 23.05.2024).

31. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 12.12.2012 (ред. от 17.02.2023). URL: https://base.garant.ru/103585/ (дата обращения: 23.05.2024).


Review

For citations:


Melentieva Yu.P. The Phenomenon of Reading as a Subject of Legislative Initiative. Bibliography and Bibliology. 2024;(3):5-13. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-3-5-13

Views: 263


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2411-2305 (Print)