Феномен чтения как предмет законодательной инициативы
https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-3-5-13
Аннотация
Статья представляет феномен чтения в его современном понимании: исследования последних лет подтверждают, что как социальное явление и личностная практика чтение по-прежнему сохраняет свои позиции. Роль чтения в социуме раскрывается на уровнях личности и общества. Вопреки распространенному мнению, чтение не уходит из жизни современного человека, а, видоизменяясь (появился, в частности, термин «цифровое чтение»), охватывает все сферы его жизни (учебу, профессиональную деятельность, быт, отдых, частную жизнь и т. д.). Однако анализ федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об образовании в Российской Федерации», «О библиотечном деле», а также Семейного кодекса Российской Федерации показывает, что понятие «чтение» в них не получило должного отражения. Автор подчеркивает, что сейчас необходимо не только говорить о феномене чтения в научном плане, но и настойчиво добиваться включения в понятийный аппарат законодательных инициатив в гуманитарной сфере различных модификаций понятия «чтение» (в том числе, например, «семейного чтения», «культуры чтения», «читательского развития» и др.).
Об авторе
Юлия Петровна МелентьеваРоссия
Юлия Петровна Мелентьева, отдел проблем чтения, заведующая
Нахимовский пр-т, д. 47, Москва, 117418
отделение русской словесности, академик Научный совет по проблемам чтения, сопредседатель
Погодинская ул., д. 8, Москва, 119121
вице-президент
Огородный пр-д, д. 5, к. 7, Москва, 127254
доктор педагогических наук, профессор
Список литературы
1. Стефановская Н.А. Экзистенциальные основы чтения : моногр. / Тамбов. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ, 2008. 264 с. : ил.
2. Стефановская Н.А. Социологические исследования чтения: теория, методика, практика : науч.-практ. пособие. Москва : Литера, 2013. 143 с. : ил. (Современная библиотека).
3. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. 2-е изд., доп. Москва : НИЦ «Наука» РАН, 2022. 303 с., [2] л. цв. ил.
4. Мелентьева Ю.П. Основные модификации чтения: особенности формирования и бытования // Библиотековедение. 2013. № 5. С. 54—62. DOI: 10.25281/0869-608X2013-0-5-54-62.
5. Бородина В.А. Изучение продуктивности чтения текстов новой природы: основные направления исследования в интересах будущего библиотек // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 2. С. 159—165. DOI: 10.25281/0869-608X-2017-66-2-159-165.
6. Аскарова В.Я., Синецкий С.Б., Цукерман В.С. Стимулы чтения в системе социокультурной регуляции читательской деятельности // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 5. С. 542—555. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-5-542-555.
7. Мелентьева Ю.П. Понятие «культура чтения» в контексте русской культурной традиции // Российская книжная палата — культурная память Отечества : материалы науч.-практ. конф., посв. 90-летию Российской книжной палаты (Москва, 23 мая 2007 г.). Москва, 2007. С. 144—147.
8. Мелентьева Ю.П. История изучения чтения в России // Библиография. 2007. № 6. С. 29—34.
9. Бородина В.А., Бородин С.М. Словарь-справочни к по чтению : практикум. Москва : РШБА, 2017. 231 с. (В помощь педагогу-библиотекарю : проф. б-ка шк. библиотекаря : прил. к журн. «Школьная библиотека». Сер. 1 ; вып. 5).
10. Глоссарий по про блемам чтения = Glossary on reading problems : (дополненный, двуязычный) / Рос. акад. наук [и др.] ; сост. Ю.П. Мелентьева. Москва : НИЦ «Наука» РАН, 2020. 22, 21, [2] с. встреч. паг., [1] л. цв. ил.
11. Чтение = Reading : энцикл. словарь / [В.Я. Аскарова, Н.А. Борисенко, С.М. Бородин и др.] ; под ред. Ю.П. Мелентьевой ; Рос. акад. наук, ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, Отдел проблем чтения, Рос. акад. образования, Отд-ние образования и культуры, Науч. совет по проблемам чтения РАО. Москва : НИЦ «Наука» РАН, 2021. 438, [1] с., [4] л. цв. ил. : табл.
12. Воропаев А.Н. Энциклопедический словарь «Чтение»: терминологический прорыв в информационное будущее // Книга. Исследования и материалы. Москва, 2021. Спецвыпуск. С. 129—132.
13. Романичева Е.С. «Читать словари станет увлекательно»: о выходе в свет нового энциклопедического словаря «Чтение» // Литература в школе. 2021. № 6. С. 110—121. DOI: 10.31862/0130-3414-2021-6-110-121.
14. Пранцова Г.В. Рецензия [Чтение. Энциклопедический словарь / под ред. чл.- корр. РАО Ю.П. Мелентьевой. М. : ФГБУН НИЦ «Наука» РАН, 2021. 448 с.] // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 5. С. 97—101. DOI: 10.30515/0131-6141-2022-83-5-97-101.
15. Доклады Научного совета по проблемам чтения / Рос. акад. образования, Отдние образования и культуры, Науч. совет по проблемам чтения. Москва, 2010—2023. Вып. 1—20.
16. Лизунова И.В., Альшевская О.Н., Морева О.В. Читающий регион: эффективные решения в продвижении книги и чтения // Библиотековедение. 2023. Т. 72, № 1. С. 29—39. DOI: 10.25281/0869-608X2023-72-1-29-39.
17. Альшевская О.Н. Сибирь и Дальний Восток в конкурсе «Самый читающий регион» // Библиография и книговедение. 2023. № 4. С. 96—109. DOI: 10.25281/2411-2305-2023-4-96-109.
18. Альшевская О.Н. Книжные фестивали в Сибири и на Дальнем Востоке: сохранение традиций и роль в продвижении книги и чтения // Библиотековедение. 2024. Т. 73, № 2. С. 143—154. DOI: 10.25281/0869-608X2024-73-2-143-154.
19. Гончарова Е.Л. Бездумное чтение у детей. К теории вопроса // Доклады Научного совета по проблемам чтения / Рос. акад. образования, Отд-ние образования и культуры, Науч. совет по проблемам чтения. Москва, 2014. Вып. 9—10. С. 18—25.
20. Чудинова В.П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 6. С. 668—681. DOI: 10.25281/2072-3156-2018-15-6-668-681.
21. Белянин В.П. Книга и личность // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1994. Вып. 67. С. 65—71.
22. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия : полный курс : учеб. пособие. Москва : ФАИР, 2007. 560 с. (Спец. издат. проект для б-к).
23. Дрешер Ю.Н. Библиотерапевтическая деятельность как инструмент реабилитации участников военных операций // Культура : теория и практика. 2023. Вып. 2 (53). URL: http://theoryofculture.ru/issues/130/1607/ (дата обращения: 23.05.2024).
24. Леонов В.П. О нейробиологии чтения и «книге мозга» // Берковские чтения. Книжная культура в контексте международных контактов, 2023 = Berkovskye chteniya. Book culture in the context of international contacts, 2023 : материалы VII Междунар. науч. конф., Брест, 24—25 мая 2023 : в 2 ч. Минск : Центр. науч. б-ка им. Якуба Коласа НАН Беларуси ; Москва : НИЦ «Наука» РАН, 2023. Т. 1. С. 482—490.
25. Вульф М. Пруст и кальмар: нейробиология чтения / пер. с англ. Е. Мягковой. Москва : КоЛибри, 2020. 380, [1] с. : ил.
26. Вулф М. Бесконечная история чтения. Пруст, кальмар и наука о читающем мозге / пер. с англ. Е. Мягковой. Москва : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2023. 380, [1] с. : ил. (Мировой бестселлер).
27. Вулф М. Читающий мозг в цифровом мире : [лучшая книга рецептов, как читать бумажные книги : хорошее, плохое и неизвестное о нашем мозге] / пер. с англ. М.М. Таштемиров. Москва : АСТ, 2021. 255 с. : ил. (Психика и психология).
28. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.04.2023). URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 23.05.2024).
29. Справочник терминов по психологии. URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/razvitie_lichnosti_osnovnye_celi_i_zadachi/razvitie_lichnosti_v_intellektualnom_i_emocionalnom_plane/ (дата обращения: 23.05.2024).
30. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 28.04.2023). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/ (дата обращения: 23.05.2024).
31. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 12.12.2012 (ред. от 17.02.2023). URL: https://base.garant.ru/103585/ (дата обращения: 23.05.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Мелентьева Ю.П. Феномен чтения как предмет законодательной инициативы. Библиография и книговедение. 2024;(3):5-13. https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-3-5-13
For citation:
Melentieva Yu.P. The Phenomenon of Reading as a Subject of Legislative Initiative. Bibliography and Bibliology. 2024;(3):5-13. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-3-5-13