Читательские предпочтения школьников 5-9 классов: по материалам социологического исследования
https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-1-72-85
Аннотация
В статье приводятся результаты социологического исследования читательских предпочтений школьников Кировской области, которое проходило в апреле — мае 2022 г. на базе Кировской государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена. Целью анкетирования был анализ читательских предпочтений респондентов и эмпирическое подтверждение гипотезы о том, что книжная иллюстрация является действенным средством привлечения детей и подростков к чтению. Результаты исследования показали, что в выборе любимых произведений школьники отдают приоритет зарубежной литературе, графическим романам или произведениям из школьной программы, но распределение их интересов различно. Подростки предпочитают выбирать литературу самостоятельно, случайным образом или следуя моде, советам блогеров и ровесников, а также предпочитают иллюстрированные книги. Сделан вывод, что чтение подростков должно быть «мягко» управляемо со стороны родителей, педагогов, библиотекарей. Механизм такого управления необходимо выстраивать на основе тенденций развития информационной среды, учитывая предпочтения подростков, и без какого-либо давления. Действенным инструментом могут стать библиотечные уроки, посвященные книжной иллюстрации и визуальной литературе.
Об авторе
Екатерина Андреевна КожевниковаРоссия
Екатерина Андреевна Кожевникова, заведующая отделом редких книг
Герцена ул., д. 50, Киров, 610000
Список литературы
1. Рубакин Н.А. Как и с какой целью читать книги. Петербург ; Москва, 1922. 62 с.
2. Рубакин Н.А. Практика самообразования (среди книг и читателей). Москва, 1919. X, 288, IV с.
3. Белина Е.В. Читательские предпочтения современного младшего школьника // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 6. Ч. 1. С. 20—24. URL: https://www.gramota.net/materials/2/2014/61/4.html (дата обращения: 10.09.2023).
4. Китаева А.И. Читательские предпочтения в структуре направленности личности : дис. … канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2010. 202 с.
5. Белов В.А., Громова В.В. Современные читательские предпочтения подростков и юношества // Библиосфера. 2014. № 1. С. 31—37.
6. Кунин А.И. Введение. От рисованных историй к изотекстам // Изотекст-2020 : материалы V Российской междунар. конф. исследователей рисованных историй. Москва : Рос. гос. б-ка для молодежи ; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, 2020. 216 с.
7. Кунин А.И. Популяризация рисованных историй в России и роль РГБМ в формировании лояльной библиотечной среды // Библиотековедение. 2020. Т. 69, № 6. С. 610—619. DOI: 10/25281/0869-608X2020-69-6-610-619.
8. Скаф М. Визуальная литература. Речевые фигуры и тропы // Детские чтения. 2014. № 6 (2). URL: https://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/138 (дата обращения: 10.09.2023).
9. Волхонская Е.Н. Издательские тренды России, лучшие проекты и авторы 2022 года // Библиотековедение. 2022. Т. 71, № 6. С. 583—588. DOI: 10.25281/0869-608x2022-71-6-583-588.
10. Колесникова О.И., Лаут Н.А. Медиабезопасность детского чтения: проектная деятельность в интернет-среде библиотеки // Библиотековедение. 2022. Т. 71, № 4. С. 363—373. DOI: 10.25281/0869-608X2022-71-4-363-373.
11. Лаут Н.А. Современная книга для детей как фактор информационного воздействия // Библиография и книговедение. 2022. № 2. С. 129—135.
12. Акишин А. Лес. Санкт-Петербург : Бумкнига, 2015. 72 с.
13. Бьюсик К., Перес Дж. Мстители. Явление мстителей и Альтрон без границ. Москва : Ашет коллекция, 2019. № 2. 152 с.
14. Кисимото М. Наруто. Санкт-Петербург : Азбука : Азбука-Аттикус, 2021. Кн. 1. 600 с.
15. Юки Т. Черный клевер. Т. 1. URL: https://mangalover.ru/manga/chernyi_klever/ (дата обращения: 10.09.2023).
16. Сорока-ворона : русские народные песенки, потешки, прибаутки / ил. Ю. Васнецова. Санкт-Петербург : Амфора, 2010. 44 с.
17. Кот и лиса : русские сказки про зверей / рис. Л. Токмаков. Санкт-Петербург : Амфора 2010. 45 с.
18. Бродский И.А. Баллада о маленьком буксире / [ил. И. Олейникова]. Санкт-Петербург : Азбука, 2013. 32 с.
19. Джефферс О., Уинстон С. Я из мира книг / [ил. авт.]. Санкт-Петербург : Поляндрия, 2017. [32] с.
20. Ясминска Н. Почему у Меши нет дома? / худож. К. Дубовик. Москва : Городец, 2020. [31] с.
21. Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все / рис. Б. Диодоров. Москва : Дом, 1992. 237 с.
22. Волков А.М. Волшебник Изумрудного города / худож. В. Чижиков. Москва : Лабиринт Пресс, 2011. 196 с.
23. Лермонтов М.Ю. Демон : восточная повесть / ил. М.А. Врубеля. Москва ; Ленинград : Academia, 1937. 56 с.
24. Слово о полку Игореве / грав.: М.И. Пикова, В.А. Фаворского. Москва : Художественная литература, 1986. 359 с.
25. Басова Е.В. Наша земля — дышит / худож. А. и В. Кендель. Москва : Август ; Санкт-Петербург : Детское время, 2020. 110 с.
26. Браташ В.С., Риехакайнен Е.И., Петрова Т.Е. Зачем нужны поликодовые тексты? : учеб.-метод. пособие. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2022. 70 с.
27. Крейденко В.С. Библиотечные исследования : учеб.-метод. пособие. Москва : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. 351 с.
28. Ванеев А.Н. Библиотековедение в России конца XX века : общетеоретические концепции и дискуссии : [учеб. пособие]. Санкт-Петербург : Профессия, 2007. 246 с.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Кожевникова Е.А. Читательские предпочтения школьников 5-9 классов: по материалам социологического исследования. Библиография и книговедение. 2024;(1):72-85. https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-1-72-85
For citation:
Kozhevnikova E.A. Reading Preferences of Schoolchildren in Grades 5–9: Based on Sociological Research Materials. Bibliography and Bibliology. 2024;(1):72-85. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-1-72-85