«Читательская среда» и «читательское средообразование»: вопросы терминологии
https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-1-61-71
Аннотация
Понятие среды в читательской деятельности активно используется в публикациях различного уровня, однако вопрос о его сущности не был рассмотрен. Цель статьи — дать научное обоснование понятиям «читательская среда» и «читательское средообразование». Определены их основные характеристики и взаимосвязи с такими понятиями, как «читательская деятельность», «читательская коммуникация», «практики организации чтения». Обозначены возможности их использования в читателеведении. Методология исследования построена на анализе трудов, посвященных психологическим, социологическим, культурологическим аспектам феномена среды и библиотековедческим, книговедческим, педагогическим подходам к воздействию на ее формирование. Основные результаты заключаются в определении читательской среды как совокупности ряда элементов: книг как ресурса читательской коммуникации, социально-педагогических условий читательской деятельности (семейное чтение, книгоиздание, библиотека, школа и вуз). Читательское средообразование определяется как целенаправленная смыслопорождающая субъектная деятельность читателя, ведущая к формированию читательской среды. Приведены примеры читательского средообразования в Лингвистической гимназии города Кирова. Указываются перспективы использования средообразующей читательской деятельности в библиотечной и педагогической практике.
Об авторе
Татьяна Анатольевна МикрюковаРоссия
Татьяна Анатольевна Микрюкова, учитель русского языка и литературы
Уральская ул., д. 9; Киров, 610016
Список литературы
1. Мелентьева Ю.П. Общая теория чтения. Изд. 2-е, доп. М.: Наука, 2022. 303 с.
2. Лопатина Н.В. Книжная культура информационного общества // Культура: теория и практика. М.: МГИК, 2016.
3. Мосунова Л.А. Управление чтением художественных текстов как процессом порождения смысла // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 135–152.
4. Чудинова В.П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст // Обсерватория культуры. 2018. № 15(6). С. 668–681. URL:https://doi.org/10.25281/2072-3156-2018-15-6-668-681 (дата обращения 22.09.2023)
5. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинарные проблемы чтения и грамотности. М.: Шк. б-ка, 2005. 509 с.
6. Саломадин И.А. Методика формирования читательской среды в школе на примере исследования концепта «природа» в поэме И. Бродского «Зофья» // Инновации и разработки в сфере гуманитарных и социально-экономических наук: сб. науч. тр. по матер. Международной научно-практической конференции 30 июня 2021 г.: Белгород, 2021. С. 71–79. URL: https://apni.ru/article/2652-metodika-formirovaniya-chitatelskoj-sredi (дата обращения: 21.09.2023)
7. Ушанов А.Е. Банковские экосистемы: плюсы, минусы, перспективы развития// Креативная экономика. 2022. Том 16. № 4. С. 1477–1490. URL: https://creativeconomy.ru/lib/114532 (дата обращения 22.09.2023)
8. Барсукова Н.И. Среда как информационно-энергетическая система // Строительство в прибрежных курортных регионах. Мат. 3-й Межд. науч.-практ. конф. Сочи: РИО СГУТиКД. 2005. С. 123–125.
9. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2 т. М.: Рус. яз. 2000. Т. 2: П–Я. 1084 с.
10. Дерябин В.А., Фарафонтова Е.П. Экология. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 136 с.
11. Ханнанов Ш.К. Средовой подход в социологии // Социология и жизнь 2011. №1. С. 72–76.
12. Неценко О.В. Человек в пространстве и среде: к опыту научно-педагогического осмысления // Ценности и смыслы. 2015. № 6 (40). С. 29–38.
13. Крупенина М.В., Шульгин В.Н. В борьбе за марксистскую педагогику. Научно-педагогический институт методов школьной работы. М.: Работник просвещения, 1929. 185 с. URL: https://archive.org/details/v_borbe_za_marksistskuyu_pedagogiku/page/56/mode/2up (дата обращения 22.09.2023)
14. Макаренко А.С. О воспитании молодёжи. М., 1951. 400 с.
15. Тарасов С. В. Образовательная среда и развитие школьника. СПб.: ЛОИРО, 2003. 139 с.
16. Штейнбах Х.Э., Еленский Е.И. Психология жизненного пространства. СПб.: Речь. 2004. 239 с.
17. Березина А.В. Чтение художественной литературы и ценности современных подростков // Семья и дети в современном мире: сб. матер. Международной конференции, посвященный актуальным проблемам семьи и детства, Санкт-Петербург, 22 апреля 2020 года. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена. 2020. С. 203–207.
18. Дворкина М.Я. Библиотечная среда: теория и организация. М.: Литера. 2009. 112 с.
19. Борзова Т. В., Мосунова Л.А. Условия развития смыслового понимания информации в процессе обучения // Science for Education Today. 2020. Том 10. № 1. С. 7–24.
20. Мосунова Л.А., Митягина Е.В., Ананин П.В. Автоматическое извлечение ценностно-смысловых компонентов культурного кода из корпуса читательских отзывов // Научно-техническая информация. 2: Информационные процессы и системы. 2022. №5. С. 17–24.
21. Мосунова Л. А. Чтение как средство коммуникации в эпоху глобализации // Вестник Вятского государственного университета. 2021. №4(142). С. 119–128.
22. Мелентьева Ю.П. Чтение как фактор преобразования мира (в контексте ноосферы В.И. Вернадского: к постановке проблемы) // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы: материалы VI Международного научного семинара, Москва, 9 ноября 2016. Москва: Наука; Минск: Центральная науч. б-ка им. Якуба Коласа Нац. акад. наук Беларуси, 2016. С. 98–104.
23. Романичева, Е.С. Читательский выбор современного школьника VS педагогические рекомендации? // На путях к новой школе. – 2013. – № 1. – С. 24–27.
24. Русских Е.В. Современное юношеское чтение и электронные ресурсы как способ приобщения к книге // Вестник Брянского госуниверситета. 2015. № 3. с. 238. URL: http://vestnik-brgu.ru/wp-content/numbers/v2015_3.pdf (Дата обращения: 10.09.23)
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Микрюкова Т.А. «Читательская среда» и «читательское средообразование»: вопросы терминологии. Библиография и книговедение. 2024;(1):61-71. https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-1-61-71
For citation:
Mikryukova T.А. “Reading Environment” and “Reading Environment Formation”: Issues of Terminology. Bibliography and Bibliology. 2024;(1):61-71. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-1-61-71