Справочно-библиографическое обслуживание в зарубежных национальных библиотеках (организационный аспект)
https://doi.org/10.25281/2411-2305-2023-6-78-90
Аннотация
Под воздействием цифровизации меняются условия деятельности библиотек. Существенные изменения претерпевают процессы производства, хранения, распространения и использования информации. Справочно-библиографическое обслуживание в оперативном режиме «запрос — ответ» наиболее чувствительно к происходящим преобразованиям. Особую актуальность приобретает проблема разработки оптимальной функционально-организационной модели справочно-библиографического обслуживания. Статья посвящена рассмотрению и анализу организации справочно-библиографического обслуживания в десяти национальных библиотеках мира на основе мониторинга официальных сайтов. Автором определены основные формы предоставления справочно-библиографических услуг, каналы коммуникации и способы взаимодействия справочно-библиографических служб с пользователями. Особое внимание уделено доминирующей в настоящее время многоуровневой модели обслуживания и ее модификациям. В качестве частной рассмотрена проблема кризиса справочного бюро — стационарного пункта справочно-библиографического обслуживания. Выявлены основные тенденции модернизации справочно-библиографического обслуживания в цифровую эпоху. Ключевыми факторами изменений, по мнению автора, является желание более тесно увязать библиотеку с институциональной стратегией и обеспечить усиленную исследовательскую поддержку тем, кто в ней нуждается.
Об авторе
Марина Юрьевна НещеретРоссия
Марина Юрьевна Нещерет, Центр по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе, ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук
Воздвиженка ул., д. 3/5, Москва, 119019
Список литературы
1. Загребин В.В., Серова Е.А. Процесс цифровизации в условиях глобальной неопределенности // Возможности и угрозы цифрового общества : материалы Всероссийской научно-практической конференции (Ярославль, 22 апреля 2020 года). Ярославль, 2020. С. 79—84.
2. Салий В.В. Аналитико-синтетическая переработка фирменных веб-сайтов в справочно-библиографической деятельности библиотек : дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03. Краснодар, 2011. 194 с.
3. Свирюкова В.Г. Справочно-библиографическое обслуживание — поиск оптимальной модели // Труды ГПНТБ СО РАН. 2017. Вып. 12, ч. 2. С. 167—174.
4. Holm Ch.E., Kantor S. Reference is not dead: a case study of patron habits and library staffi ng models // Libraries and the Academy. 2021. Vol. 21, № 2. P. 299—316.
5. Green S.S. Personal relations between librarians and readers // Library journal. 1876. Vol. 1 (Oct). P. 74—81.
6. Ford B.J. Reference service: past, present, and future // College & research libraries news. 1988. Vol. 49, № 9. P. 578—582.
7. Культура, наука и образование, октябрь 1917 — 1920 г. : протоколы и постановления Наркомпроса РСФСР : в 3 кн. Кн. 1. Октябрь 1917 — 1918 г. Москва : РОССПЭН, 2012. 1175 с. (Архив новейшей истории России. Публикации / М-во культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Гос. арх. Российской Федерации ; Т. 12).
8. A model of the reference and information service process: an educators’ perspective / D.A. Agosto, L. Rozaklis, C. MacDonald and E.G. Abels // Reference & user services quarterly. 2011. Vol. 50, № 3. P. 235—244.
9. Bell S.J. Who needs a reference desk? // Library issues: briefi ngs for faculty and administrators. 2007. Vol. 27, № 6. P. 131—140.
10. Campbell J.D. Shaking the conceptual foundations of reference: a perspective // Reference services review. 1992. Vol. 20, № 4. P. 29—35.
11. Ewing K., Hauptman R. Is traditional reference service obsolete? // Journal of academic librarianship. 1995. Vol. 21, № 1. P. 3—6.
12. Ford B.J. Reference beyond (and without) the reference desk // College & research libraries. 1986. Vol. 47, № 5. P. 492—494.
13. Lewis D.W. Traditional reference is dead, now let us move on to important questions // Journal of academic librarianship. 1995. Vol. 21, № 1. P. 10—12.
14. Tyckoson D.A., Dove J.G. Reimagining reference in the 21st century. West Lafayette : Purdue Univ. press, 2015. VI, 401 p.
15. Peters Т. Blow up the Reference Desk? // ALA TechSource. 2010. April 30. URL: http://www.ala.org/tools/article/alatechsource/blow-reference-desk (дата обращения: 31.08.2023).
16. Massey-Burzio V. Reference encounters of a diff erent kind: a symposium // Journal of Academic Librarianship. 1992. Vol. 18, № 5. P. 276—286.
17. ГОСТ Р 7.0.103-2018. Библиотечно-информационное обслуживание. Термины и определения. Издание официальное. Москва : Стандартинформ, 2018. 29 с.
Рецензия
Для цитирования:
Нещерет М.Ю. Справочно-библиографическое обслуживание в зарубежных национальных библиотеках (организационный аспект). Библиография и книговедение. 2023;(6):78-90. https://doi.org/10.25281/2411-2305-2023-6-78-90
For citation:
Neshcheret M.Yu. Reference and Bibliographic Services in Foreign National Libraries (Organizational Aspect). Bibliography and Bibliology. 2023;(6):78-90. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2023-6-78-90