Preview

Bibliography and Bibliology

Advanced search
Open Access Open Access  Restricted Access Subscription Access

Bibliographical Positioning Tools Scientifi c Schools in the Information Space of the Region

https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-22-34

Abstract

The article presents bibliographic resources created by the author at the Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, recording scientific schools of Chelyabinsk: a catalog of a scientific school, a bibliographic navigator, a bibliographic index. Some unique methodological solutions for the structure, visualization of the text, approaches to annotation and abstracting are described and presented for discussion. The role of bibliographic resources in the presentation and assessment of the functioning of a scientific school is shown, as arguments for its formation and development, absence or only the initial stage of formation. The proposed innovations in recording and positioning scientific schools can be used by the bibliographic community — today, a variety of scientific collaborations and institutions are increasingly being created, and it is important to identify the mechanisms of their emergence and functioning to determine the best tools for organizing science and managing it.

About the Author

Yuliya V. Gushul
Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts
Russian Federation

Chelyabinsk



References

1. Болл Р., Земсков А.И. Наукометрия будущего: ранжирование и построение профилей в качестве новых библиометрических стандартных инструментов // Научные и технические библиотеки. 2019. № 6. С. 71—86. DOI: 10.33186/1027-3689-2019-671-86.

2. Захарова С.С. Авторские библиографические профили Института математических проблем биологии РАН // Библиография. 2015. № 6. С. 42—46.

3. Захарова С.С., Гуреева Ю.А. Научные публикации: от картотеки трудов до библиографических профилей // Библиосфера. 2017. № 2. С. 85—89. DOI: 10.20913/18153186-2017-2-85-89.

4. Прокофьева Ю.Д. Профиль научной организации и профиль автора как разновидность интернет-представительства // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 4. С. 45— 53. DOI: 10.20913/2618-7515-2022-4-45-53.

5. Научные школы Новосибирского научного центра : [сайт] / Отделение ГПНТБ СО РАН. URL: https://prometeus.nsc.ru/science/schools/?ysclid=m1iyjhlfsy764341769 (дата обращения: 26.09.2024).

6. Научные школы в научных учреждениях ПНЦ РАН : [сайт] / Центральная библиотека в Пущинском научном центре (отдел БЕН РАН). URL: https://cnbp.ru/informatsiya/nauchnye-shkoly-pnc.html?ysclid=m1iyp3ski8156902021 (дата обращения: 26.09.2024).

7. Научные школы Пущинского научного центра РАН / Центральная библиотека Пущинского научного центра РАН. URL: https://web.archive.org/web/20180712044536/http://cbp.iteb.psn.ru/Nauchnye_shkoly/nauchnye_shkoly.htm (дата обращения: 26.09.2024).

8. Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения Российской академии наук. Научные школы / ИФМ УрО РАН. URL: https://www.imp.uran.ru/?q=ru/content/nauchnye-shkoly (дата обращения: 26.09.2024).

9. Захарова С.С. «Биобиблиографический самиздат»: указатели к юбилейным датам — ресурс для многоаспектного поиска // Библиография и книговедение. 2023. № 5. С. 47—54. DOI: 10.25281/2411-2305-2023-547-54.

10. Мандринина Л.А., Бусыгина Т.В. Биобиблиография как информационный ресурс для изучения научного наследия России, истории науки и культуры. Информационные ресурсы России. 2023. № 1 (190). С. 87—95. DOI: 10.52815/0204-36532023-1190-87.

11. Гушул Ю.В. Творческий портрет как инструмент библиографического отражения профессионального пути специалиста: наблюдения библиографа-составителя // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2019. № 2 (58). С. 139—145.

12. Володарская Е.А. Социально-психологические факторы идентификации ученого с научной школой // Вестник Московского университета. Серия: Психология. 1997. № 3. С. 68—81.

13. Диденко О.Н. Университетские научные школы в эпоху наукометрии // Logos et Praxis. 2017. Т. 16, № 4. С. 142—148. DOI: 0.15688/lp.jvolsu.2017.4.16.

14. Захарчук Т.В. Библиометрические подходы к идентификации научных школ // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т. 197. С. 94—107.

15. Захарчук Т.В. Выявление научной школы: аналитическое исследование по запросу пользователя // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 211. С. 53—58.

16. Захарчук Т.В. Научные школы в области библиотечно-информационных наук // Библиография. 2012. № 1. С. 38—49.

17. Захарчук Т.В. Формат описания научной школы в библиографоведении как способ ее характеристики // Библиография. 2013. № 1. С. 43—49.

18. Гушул Ю.В. Инструменты фиксации коммуникативного пространства научных школ // Обсерватория культуры. 2021. Т. 18, № 5. С. 520—530. DOI: 10.25281/2072-31562021-18-5-520-530.

19. Культурологическое пространство Челябинского государственного института культуры в лицах : каталог / сост. Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2020. 163 с. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

20. Историческая научная школа В.Я. Рушанина в лицах : каталог / сост. Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2022. 103 с. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

21. Научно-исследовательское пространство культурологической школы Челябинского государственного института культуры: 1994—2020 : библиогр. навигатор / сост. Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2020. 93 с. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

22. Читателеведческая школа профессора В.Я. Аскаровой: энергия научного поиска : библиогр. навигатор / сост. Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2023. 389 с. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

23. Научное пространство исторических исследований профессора Виталия Семёновича Толстикова : библиогр. указ. / сост. Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2022. 101 с. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

24. Рушанин В.Я., Гушул Ю.В. Приращение эмпирической базы истории библиографии [Рец. на кн.: Самарин А.Ю., Фурсенко Л.И. Библиофилы-библиографы конца XIX — начала XX века (П.К. Симони, Д.В. Ульянинский, Н.Н. Орлов). М.: МИК, 2019] // Библиография и книговедение. 2019. № 5. С. 100—104.

25. Гушул Ю.В. Смысловые взаимосвязи исторических исследований в научном пространстве Челябинского государственного института культуры (опыт информационно-аналитического исследования) // Вестник культуры и искусств. 2022. № 4 (72). С. 23—43.


Review

For citations:


Gushul Yu.V. Bibliographical Positioning Tools Scientifi c Schools in the Information Space of the Region. Bibliography and Bibliology. 2024;(5):22-34. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-22-34

Views: 115


ISSN 2411-2305 (Print)