Preview

Библиография и книговедение

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Библиографические инструменты позиционирования научных школ в информационном пространстве региона

https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-22-34

Аннотация

Представлены создаваемые автором в Челябинском государственном институте культуры библиографические ресурсы, фиксирующие научные школы Челябинска (каталог научной школы, библиографический навигатор, библиографический указатель). Дана характеристика ряда актуальных методических решений по структуре, визуализации текста, подходам к аннотированию и реферированию материала. Показана роль библиографических ресурсов в представлении и оценке функционирования научной школы (в качестве подтверждения сформированности и развития, отсутствия или начального этапа формирования). Предлагаемые новации могут быть использованы библиографическим сообществом — при создании научных коллабораций, институций и выявлении механизмов их функционирования для определения лучших инструментов организации науки и управления ею.

Об авторе

Юлия Владимировна Гушул
Челябинский государственный институт культуры, кафедра библиотечно-информационной деятельности; Научно-образовательный центр «Информационное общество»
Россия

доцент; директор, кандидат педагогических наук, доцент

Орджоникидзе ул., д. 36-а, Челябинск, 454091



Список литературы

1. Болл Р., Земсков А.И. Наукометрия будущего: ранжирование и построение профилей в качестве новых библиометрических стандартных инструментов // Научные и технические библиотеки. 2019. № 6. С. 71—86. DOI: 10.33186/1027-3689-2019-671-86.

2. Захарова С.С. Авторские библиографические профили Института математических проблем биологии РАН // Библиография. 2015. № 6. С. 42—46.

3. Захарова С.С., Гуреева Ю.А. Научные публикации: от картотеки трудов до библиографических профилей // Библиосфера. 2017. № 2. С. 85—89. DOI: 10.20913/18153186-2017-2-85-89.

4. Прокофьева Ю.Д. Профиль научной организации и профиль автора как разновидность интернет-представительства // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 4. С. 45— 53. DOI: 10.20913/2618-7515-2022-4-45-53.

5. Научные школы Новосибирского научного центра : [сайт] / Отделение ГПНТБ СО РАН. URL: https://prometeus.nsc.ru/science/schools/?ysclid=m1iyjhlfsy764341769 (дата обращения: 26.09.2024).

6. Научные школы в научных учреждениях ПНЦ РАН : [сайт] / Центральная библиотека в Пущинском научном центре (отдел БЕН РАН). URL: https://cnbp.ru/informatsiya/nauchnye-shkoly-pnc.html?ysclid=m1iyp3ski8156902021 (дата обращения: 26.09.2024).

7. Научные школы Пущинского научного центра РАН / Центральная библиотека Пущинского научного центра РАН. URL: https://web.archive.org/web/20180712044536/http://cbp.iteb.psn.ru/Nauchnye_shkoly/nauchnye_shkoly.htm (дата обращения: 26.09.2024).

8. Институт физики металлов имени М.Н. Михеева Уральского отделения Российской академии наук. Научные школы / ИФМ УрО РАН. URL: https://www.imp.uran.ru/?q=ru/content/nauchnye-shkoly (дата обращения: 26.09.2024).

9. Захарова С.С. «Биобиблиографический самиздат»: указатели к юбилейным датам — ресурс для многоаспектного поиска // Библиография и книговедение. 2023. № 5. С. 47—54. DOI: 10.25281/2411-2305-2023-547-54.

10. Мандринина Л.А., Бусыгина Т.В. Биобиблиография как информационный ресурс для изучения научного наследия России, истории науки и культуры. Информационные ресурсы России. 2023. № 1 (190). С. 87—95. DOI: 10.52815/0204-36532023-1190-87.

11. Гушул Ю.В. Творческий портрет как инструмент библиографического отражения профессионального пути специалиста: наблюдения библиографа-составителя // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2019. № 2 (58). С. 139—145.

12. Володарская Е.А. Социально-психологические факторы идентификации ученого с научной школой // Вестник Московского университета. Серия: Психология. 1997. № 3. С. 68—81.

13. Диденко О.Н. Университетские научные школы в эпоху наукометрии // Logos et Praxis. 2017. Т. 16, № 4. С. 142—148. DOI: 0.15688/lp.jvolsu.2017.4.16.

14. Захарчук Т.В. Библиометрические подходы к идентификации научных школ // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. Т. 197. С. 94—107.

15. Захарчук Т.В. Выявление научной школы: аналитическое исследование по запросу пользователя // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 211. С. 53—58.

16. Захарчук Т.В. Научные школы в области библиотечно-информационных наук // Библиография. 2012. № 1. С. 38—49.

17. Захарчук Т.В. Формат описания научной школы в библиографоведении как способ ее характеристики // Библиография. 2013. № 1. С. 43—49.

18. Гушул Ю.В. Инструменты фиксации коммуникативного пространства научных школ // Обсерватория культуры. 2021. Т. 18, № 5. С. 520—530. DOI: 10.25281/2072-31562021-18-5-520-530.

19. Культурологическое пространство Челябинского государственного института культуры в лицах : каталог / сост. Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2020. 163 с. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

20. Историческая научная школа В.Я. Рушанина в лицах : каталог / сост. Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2022. 103 с. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

21. Научно-исследовательское пространство культурологической школы Челябинского государственного института культуры: 1994—2020 : библиогр. навигатор / сост. Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2020. 93 с. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

22. Читателеведческая школа профессора В.Я. Аскаровой: энергия научного поиска : библиогр. навигатор / сост. Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2023. 389 с. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

23. Научное пространство исторических исследований профессора Виталия Семёновича Толстикова : библиогр. указ. / сост. Ю.В. Гушул. Челябинск : ЧГИК, 2022. 101 с. (Академия культуры и искусств: ведущие ученые, педагоги, творцы).

24. Рушанин В.Я., Гушул Ю.В. Приращение эмпирической базы истории библиографии [Рец. на кн.: Самарин А.Ю., Фурсенко Л.И. Библиофилы-библиографы конца XIX — начала XX века (П.К. Симони, Д.В. Ульянинский, Н.Н. Орлов). М.: МИК, 2019] // Библиография и книговедение. 2019. № 5. С. 100—104.

25. Гушул Ю.В. Смысловые взаимосвязи исторических исследований в научном пространстве Челябинского государственного института культуры (опыт информационно-аналитического исследования) // Вестник культуры и искусств. 2022. № 4 (72). С. 23—43.


Рецензия

Для цитирования:


Гушул Ю.В. Библиографические инструменты позиционирования научных школ в информационном пространстве региона. Библиография и книговедение. 2024;(5):22-34. https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-22-34

For citation:


Gushul Yu.V. Bibliographical Positioning Tools Scientifi c Schools in the Information Space of the Region. Bibliography and Bibliology. 2024;(5):22-34. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2024-5-22-34

Просмотров: 114


ISSN 2411-2305 (Print)