Читательская компетентность библиотекаря как фактор эффективности библиотечно-информационной деятельности
https://doi.org/10.25281/2411-2305-2023-1-113-120
Аннотация
Авторы отмечают, что эффективность библиотечного дела в условиях интенсивных изменений информационной среды ставит вопрос о развитии читательской культуры в ходе подготовки будущих библиотекарей. Чтобы библиотекарь был читающим, он должен не просто «любить книги и чтение», но и получить соответствующее образование и читательское развитие в системе профессиональной подготовки, овладеть разными стратегиями чтения и умением целесообразно осуществлять собственную читательскую деятельность. В статье рассмотрены чтение и читательская компетентность, их место в образовательных стандартах и роль в профессиональной деятельности библиотечного специалиста.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ЛопатинаРоссия
Наталья Викторовна Лопатина, заведующий кафедрой, профессор, доктор педагогических наук
Библиотечная ул., д. 7, Московская обл., Химки, 141406,
Н. В. Грушевская
Россия
Наталия Витальевна Грушевская, доцент кафедры,
40 лет Победы ул., д. 33, Краснодар, 350072
Список литературы
1. Лопатина Н.В. Библиотека в цифровом мире: проактивный и реактивный подходы в библиотековедении // Культура: теория и практика. 2019. № 2 (29). URL: http://theoryofculture.ru/issues/104/1214/
2. Лопатина Н.В. Информационные специалисты: социология управления. Москва : Академический проект, 2006. 203 с.
3. Мазурицкий А.М. Автопортрет современного высшего библиотечно-информационного образования // Научные и технические библиотеки. 2013. № 10. С. 5—14.
4. Кустова М.В. Досуговое чтение библиотекаря: специфика, содержание и перспективы использования в профессиональной деятельности: на материале муниципальных публичных библиотек Челябинской области : дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008. 317 с.
5. Мелентьева Ю.П. Цифровое чтение как технология обучения и образования // Библиография и книговедение. 2018. № 5. С. 47—51.
6. Павлюк В.Н. Профессиональное чтение в непрерывном образовании как способ повышения квалификации библиотекаря (по материалам исследований) // Библиосфера. 2009. № 3. С. 3 —44.
7. Грушевская Н.В. Формирование читательской компетентности будущих библиотечных специалистов: концептуальные основы и условия реализации : дис. … канд. Пед. наук. Краснодар, 2019. 254 с.
8. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарные проблемы чтения и грамотности). Москва, 2005. 512 с.
9. Волкова Е.А. Трансформация чтения студенческой молодежи (конец 80-х гг. XX — начало XXI в.) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2012. 25 с.
10. Клюева С.Г. Читательская компетентность как базовая основа ключевых компетенций // Конференция РБА, XVI ежегодная сессия : доклады. Пермь, 2011. URL: http://www.rba.ru/content/activities/section/30/publ/2011/5.pdf
11. Ваганова М.Ю. Трудности чтения литературы отраслевой тематики: преодоление в условиях библиотечно-педагогического воздействия (на примере старшеклассников) : автореф. дис. … канд. Пед. наук. Челябинск, 2011. 24 с.
Рецензия
Для цитирования:
Лопатина Н.В., Грушевская Н.В. Читательская компетентность библиотекаря как фактор эффективности библиотечно-информационной деятельности. Библиография и книговедение. 2023;(1):113-120. https://doi.org/10.25281/2411-2305-2023-1-113-120
For citation:
Lopatina N.V., Grushevskaya N.V. Librarian’s Reading Competence as a Factor of Library and Information Activity Efficiency. Bibliography and Bibliology. 2023;(1):113-120. (In Russ.) https://doi.org/10.25281/2411-2305-2023-1-113-120