Creation of methodological literature for teachers: some approaches
Abstract
The article discusses the approaches to the creation of modern methodological literature for teachers, characterizes the elements of the concept of methodical publication, provides data from a survey of students of advanced training courses conducted by the Institute for the Development of Education of the Republic of Tatarstan. The author emphasizes the importance of methodological literature, which reflects the modern processes taking place in the book publishing business and takes into account the needs of consumers.
About the Author
V. Ya. ShabalinaRussian Federation
Vera Ya. Shabalina
Kazan
References
1. Заир-Бек С. И., Мерцалова Т. А., Анчиков К. М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты // Мониторинг экономики образования. Информационноаналитические материалы. 2020. Выпуск 18. URL: https://www.hse.ru/data/2020/09/28/1368655563/Выпуск%2018–2020%20Кадры%20школьного%20образования_возможности%20и%20дефициты.pdf.
2. Мониторинг эффективности школы. Учителя российских школ: проблемы и перспективы / под ред. Т. Л. Клячко. М. : Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации, 2019. 20 с. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/.
3. Мониторинг экономики образования: 2020: в 2 т. / сост. Н. Б. Шугаль; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ, 2021. Т. 1. Общее и среднее профессиональное образование. 256 с. URL: https://www.hse.ru/data/2021/09/21/1474204305/memo_2020_t_1.pdf.
4. Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров: распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 16.12.2020 № Р-174. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Статистика // Российская книжная палата / филиал ИТАР — ТАСС: сайт. URL: http://www.bookchamber.ru/statistics.html.
6. Сахарова Е. Г. Типологическая модель учебно-методических изданий: на примере изданий для высшей школы: автореф. дис. … д-ра филол. наук / Моск. гос. ун-т печати. М., 2008. URL: https://www.dissercat.com/content/tipologicheskayamodel-uchebno-metodicheskikhizdanii-na-primere-izdaniidlya-vysshei-shkoly.
7. Тюрина Л. Г. Теоретико-методологическое обоснование модели учебной книги для профессионального образования: автореф. дис. … д-ра филол. наук / Моск. гос. ун-т печати. М., 2007. 46 с.
8. Лизунова И. В., Павленко С. В. Трансформация книги в условиях медийных революций // Библиосфера. 2020. № 1. С. 12–23.
9. Жарков И. А. Технология редакционно-издательского дела: конспект лекций. М. : Изд-во МГУП, 2002. 138 с.
10. Бабкина Е. С., Коврижина Т. Н. Проектная деятельность редактора интернет-СМИ: от создания концепции до коммуникационной стратегии (на примере авторского сетевого издания «Сookiebooks») // Ученые заметки ТОГУ. 2015. Т. 6, № 2. С. 165–170.
11. Медийный проект «Традиции и новации» // ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»: сайт. URL: http://www.irort.ru/node/1032.
12. Тюрина Л. Г. Особенности текста учебной книги // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2007. № 3. С. 70–73.
13. Современное издательское дело: новое в теории и практике: коллективная монография / науч. ред. Л. А. Мосунова. Киров : Радуга-ПРЕСС, 2015. 152 с.
14. Киселева Т. А. Обложка как отражение концепции современного издания (на примере общественно-политического журнала «Новое время» // Формообразование в дизайне, рекламе, информационных технологиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей. Омский государственный технический университет, Омск, 2018. С. 67–70.
15. Лизунова И. В., А. ван дер Вил, Гарсия-Фебо Л., Пшеничная Е. В. Чтение с листа или с экрана? Преимущества, недостатки, цифровое неравенство // Библиосфера. 2020. № 3. С. 45–57.
16. Колесникова О. И., Шабалина В. Я. Отражение дигитализации образования в издательской подготовке методической литературы для системы повышения квалификации педагогов // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. 2021. № 2. С. 5–15.
17. Шабалина В. Я. Влияние гипермедиа на методическую литературу для педагогов // Актуальные вопросы филологии и пути их решения в свете глобальных трансформаций. Электронный сборник научных трудов. Избранное / сост. М.Г. Петрова; под ред. Н. Ф. Михеевой. М. : Центр СНИ и ОТ, 2021. URL: https://vestnikcs.ru/sbornik-nauchnyhtrudov-izbrannoe/post/shabalinavera-yakovlevna.
Review
For citations:
Shabalina V.Ya. Creation of methodological literature for teachers: some approaches. Bibliography and Bibliology. 2022;(2):49-54. (In Russ.)